Мысли, навеянные прибитым к парте рулем

Я обратил внимание, что среди инструкторов школ контраварийного вождения и «авторитетных» советчиков в автоспорте полно так называемых староверов. Так я называю тех, кто тупо, без анализа современных реалий, учит начинающих водителей по заветам отцов-основателей без какой-либо адаптации к современным условиям.
Ладно бы просто учили, так они ещё забивают мозги всем, до кого могут дотянуться через социальные сети, пишут гигантские посты на форумах. Попробуй высказать что-то, не соответствующее их догматам. Так тут же эти староверы достают свой огромный авторитет и давай им размахивать. Догматический подход приемлем по отношению к вещам, не предполагающим развития, например к вопросам веры. А в спорте, особенно техническом,  надо всегда находиться в поиске.

В качестве примера давайте рассмотрим «заезженный» вопрос о том, как правильно рулить. Скорее, один аспект: руление одной рукой — это правильно или нет?

Лично для меня в пилотаже автомобиля доставляет кайф работа с дорогой и с контролем  машины на правильной линии, когда она движется «на грани», а не эквилибристика на органах управления. Чем меньше факторов меня отвлекает от основного занятия, тем лучше.

Техника не стоит на месте, инженеры делают машины все более простыми в управлении и это отлично. Я очень рад, что только слышал о том, что когда-то где-то нужно было переключаться с двойным выжимом сцепления и тормозить коробкой, а не тормозами. Но я застал время, когда на машинах группы N еще нельзя было использовать кулачковые коробки. Насколько проще и удобнее ехать на кулачке! Мне намного приятнее пилотировать на кольце машину с автоматической перегазовкой, чем делать это самому, давя одной ногой на две педали. Правильно, что новый «Порш» GT-3 вообще не предлагается с классической механикой. Мне нравится, когда ничто тебя не отвлекает от пилотажа.

Понимаю, многие со мной не согласятся. Они видят высший пилотаж именно в эквилибристике на органах управления, а я только простой, несложно нарабатываемый навык. Для меня это как есть палочками в японском ресторане — ничего сложного, просто сначала немного непривычно. Высший пилотаж не в этом. Если бы я был не прав, то на бескоробочном карте все ездили бы с одним временем. А ведь это не так. Более того, когда быстрый пилот пересаживается на другую машину, для пилотажа которой ему требуется наработать какие-то специальные навыки, доселе ему неизвестные, он обучается этому за короткое время и едет по-прежнему быстро. Потому что мастерство пилота не в этой эквилибристике!

Поэтому я считаю, что надо учиться быстро и правильно ехать на автомобиле! А делать перегазовки, быстро рулить от упора до упора, тормозить левой или правой ногой, переключаться на секвентальной или на поисковой коробке — всё это механические навыки, необходимые под конкретный автомобиль, а совсем не базовые ценности искусства пилотажа автомобиля и автоспорта как части этого искусства. И их надо нарабатывать, что называется, под задачу. Я ни в коем случае не утверждаю, что это не следует делать. Пожалуйста! Если хочется. Я утверждаю, что это не необходимый навык, которым надо обязательно овладеть.

В большинстве курсов контраварийной подготовки начинают с того, что учат до умопомрачения крутить прибитый к парте руль с перехватами и под страхом расстрела запрещают рулить одной рукой. Я категорически с этим не согласен.

По поводу скоростного руления я не против — правильной езде это не мешает, хочется тратить на это время — пожалуйста.  Правда я не думаю, что Хемильтон умеет быстро рулить с перехватами (хотя кто его знает, может, у него хобби такое). Ожье тоже, как мне кажется, не сдаст нормативы Цыганкова без дополнительной подготовки.

А вот неумение рулить одной рукой я считаю серьёзным дефектом в подготовке не только пилота, но и просто продвинутого водителя, желающего уметь чуть больше, чем надо, для сдачи на права.

Попробую объяснить свою точку зрения двумя способами: со стороны ралли и со стороны кольца.

Начну с примера. Возьмите швабру (или любую длинную палку), поставьте на ладонь и попробуйте удержать ее в вертикальном положении. Уверен, что после нескольких неудачных попыток вы будете делать это легко, и с каждым разом амплитуда подруливающих действий рукой будет все меньше и меньше. А теперь попробуйте то же самое сделать двумя руками, положив одну на другую. Возможно, но намного сложнее. Это одна из причин того, что штурвалом вертолета управляют одной рукой, а не двумя (и не только из-за необходимости манипулировать еще и ручкой шаг-газа), удержание винтокрылой машины на месте очень напоминает упражнение со шваброй.

Когда раллийный автомобиль движется по дуге поворота со скольжением всех колес, его точный контроль на траектории и контроль угла заноса тоже очень похожи на балансировку этим нехитрым предметом для влажной уборки. И это тоже значительно проще делать одной рукой. Попробуйте на площадке сделать круг радиусом метров двадцать — тридцать и поездить по нему в заносе на задне-  или полноприводном автомобиле.  Рулите сначала двумя руками, а потом одной. Разницу почувствуете сразу. Таким образом, я утверждаю, что в заносе машину проще контролировать одной рукой. Как минимум, учиться это делать надо именно так, а уже потом можно разместить вторую руку на руле для подстраховки на случай его выбивания при проезде жестких неровностей. В качестве иллюстрации к сказанному посмотрите, как рулит Ожье в Швеции:

Любой опытный кольцевик вам скажет, что рулить надо «легкими руками», то есть не напряженными, не надо вцепляться в руль мёртвой хваткой, предплечья должны быть расслаблены. Только так вы сможете через руль тонко почувствовать грань сцепления на передних колесах. Я часто, сидя справа с начинающими гонщиками, беру их за предплечье, и всегда такое ощущение, будто схватил руку каменной скульптуры. Все всё понимают, но вцепляются в руль так, будто кто-то у них его пытается отобрать. При таком рулении одна рука борется с другой, и чем физически сильнее ученик, тем незаметнее в этих гигантских усилиях, создаваемых его «клешнями», реактивное действие от колёс на руле. Объяснениями это не лечится.

А вот если вы заставите ученика проехать несколько кругов по трассе, руля одной рукой, а вторую держа рядом для подстраховки и доруливания в крутых медленных поворотах, то проблема решится очень быстро. Потому что невозможно рулить одной рукой, если она напряжена. Это упражнение очень быстро вырабатывает правильный стиль работы с рулем «легкими руками».

Я всегда учу подопечного рулить сначала одной рукой, тонко чувствовать грип на колесе или работать с балансом в скольжении. Еще очень немаловажно то, что вы без проблем одной рукой можете работать с амплитудой в один оборот руля, а вот держа обе руки на руле, это сделать не удастся —  амплитуда будет меньше почти в два раза. Я неоднократно, сидя справа, наблюдал следующую картину у начинающих пилотов. Представьте тренировку на скользком асфальте на средне накрученной трассе (например, мотокольцо в Бикерниеках осенью в дождь). Машина часто и резко уходит в скольжение, идеальные условия для отработки навыков контроля машины при срыве в занос.

Так вот, когда для того, чтобы «поймать» машину, требуется поворот руля примерно на пол-оборота, у пилота возникают проблемы с тем, что двумя руками он на такой угол повернуть уже не может, а перехватывать еще на требуется. Вот он, бедняга, и мечется, отвлекая свое внимание на руль, а не на то, как правильно, с какой скоростью отрулить машину, чтобы без хлыста вывести ее из скольжения. Как правило, при углах заноса, требующих именно такой амплитуды руления, начинается ненужное скоростное хлопанье руками по рулю, хлыст и часто разворот. Но стоит запретить человеку рулить с перехватами и разрешить до крайней возможности доруливать одной рукой, все очень быстро приходит в норму.

Вы меня спросите: «А почему все у нас в стране учат прежде всего держать обе руки на руле и только ты такой хитрый нашелся?» Отвечу. Да, я хитрый!

Все у нас в стране эксплуатируют систему Цыганкова, и почти никто в начальной подготовке ничего своего не предлагает. А зачем, спрашивается. Все так учились, вся сборная Союза по ралли так училась, значит, это верный путь.

Да, все так, не спорю. Но посмотрите, на каких машинах тогда ездили. Гидроусилитель был происками загнивающих капиталистов. Я еще застал время, когда считалось, что настоящие гонщики ездят только без него. Понятно, что усилия, которые нужно было прикладывать к рулю, по сравнению с сегодняшним днем были просто гигантскими, да и выбивало его на неровностях так, что двумя то руками не всегда удержишь. Так что Эрнест Сергеевич разработал совершенно правильную методику, но применительно к реалиям того времени. А его последователи не адаптировали систему к сегодняшнему дню.

Та же ситуация и со скоростным рулением. На машинах того времени руль имел большое  количество оборотов от упора до упора, особенно на «Волгах». Без усилителя по-другому невозможно. Попробуйте как-нибудь повернуть руль на «Лансере», катясь по дороге на нейтралке с заглушенным двигателем. Да и на заднем приводе (на котором тогда все ездили) при движении в заносе колеса повернуты достаточно сильно в сторону движения, а вот на полном или переднем приводе находятся практически в нулевом положении. Поэтому в связке поворотов при изменении направления движения на заднем приводе нужно быстро выкрутить руль с одной стороны на другую, а на переднем или полном — достаточно небольшого качка рулем и опять возврат в околонулевую точку.

Тогда навык быстрого руления от упора до упора с большим количеством оборотов был просто необходим и оттачивался в каждой связке поворотов на тренировках и гонках.

А сейчас этот навык практически не нужен. Достаточно уметь рулить с одним перехватом. Это и намного проще и меньше вероятность потерять в голове представление о направлении колес.

Можно, конечно, научиться быстро рулить с большим количеством перехватов, но без постоянной тренировки этот навык уже через полгода будет забыт. Я, когда ездил на «Лянче», умел рулить с кучей перехватов вполне сносно, а через год после того, как пересел на «Лансер», напрочь забыл, как это делается. И не страдаю от этого. Если бы возникла необходимость поучаствовать в ретро-ралли на «Волге», я бы за короткое время наработал этот навык, а так он мне просто не нужен.

У нас есть тренировочная БМВ в 36-м кузове. Я там поставил короткую рейку, для того чтобы тренировать то, что необходимо в гонках на современных автомобилях, а не скоростное руление.

Подведу короткое резюме.

*Тренируйтесь рулить одной рукой (и правой, и левой). Это очень полезный навык!

*Не бойтесь рулить одной рукой и при больших углах работы рулем лучше доруливайте одной рукой, чем делайте перехват.

*Не тратьте время на обучение скоростному хлопанью ладошками по рулю. Научитесь доруливать до крайнего положения максимум с одним перехватом с четким контролем того, куда повернуты колеса.

*Если вас угораздило найти спортивный автомобиль с длиннющей рейкой, то тогда обязательно научитесь быстрому рулению с перехватами и тренируйте этот навык постоянно, помня, что без практики он быстро забывается и в нужный момент вы можете запутаться в руках и руле.

Я затронул только один аспект работы с рулем — руление одной рукой. А ведь есть еще куча нюансов. А на большинстве курсов контраварийной подготовки учат только держать руль на «без пятнадцати три» строго двумя руками и скоростному рулению с большим количеством перехватов. И мало где учат держать руль правильно, а не просто в правильном месте.

Руль — это тонкий инструмент, а не строительный лом, держать его надо нежно и «слышать» то, что вам через него «говорят» колеса. Если вы едете по сухому асфальту, держите его, как держали бы два чуть зеленых банана. Если едете по мокрой дороге, держите его, как созревшие бананы, а если по гололеду, то как два сгнивших банана.

Дети, когда учатся писать, вцепляются в ручку мертвой хваткой до синяков на пальцах. И учителя со временем приучают их держать письменный прибор правильно — легко, как пёрышко. А у нас на многих курсах даже не объясняют, как правильно держать руль, не говоря уж о том, чтобы научить этому.

Я, сидя справа с не очень опытным водителем, всегда наблюдаю одну и ту же картину: чем более скользкая дорога, тем сильнее он вцепляется в руль, а ведь надо все делать наоборот! А выпускник курсов повышения водительского мастерства делает все то же самое, только сидит вертикальней и взгляд не испуганный, а решительный.

А когда я объясняю, как надо работать с рулем, когда ты просто едешь по прямой, по обледенелой дороге, то это для всех (даже для выпускников многих курсов!) является откровением. А ведь зимой на трассе большинство улетов происходит именно на прямой и именно из-за того, что у людей полностью отсутствует понимание, как правильно работать рулем в таких условиях. Учить и учиться надо этому, и тогда скоростное руление вообще никогда не понадобится.

А еще, вы смотрели когда-нибудь онборды дрифтеров? Я имею в виду настоящих профи на заднеприводных машинах, а не «реальных пацанов», управляющих своими мега-тачками с помощью ручника на парковках перед Ашаном.  Если не видели, то очень рекомендую понаблюдать, как они рулят, особенно в перекладках между поворотами.

Для тех, кто не смотрел, рассказываю. Как правило, рулят они, держа руки очень низко, чтобы иметь большую амплитуду работы рулем без перехватов. Руль держат очень ласково, многие профи вообще двумя пальцами. А на перекладках никакого скоростного руления — просто бросают руль обеими руками и хватают его, когда машина сменила направление заноса. Я, когда это увидел впервые, от удивления открыл рот и в стиле Задорнова воскликнул: «Ну, дебилы!» Дальше пришла сострадальческая мысль: бедняги, нет у вас Цыганкова и его последователей. Но потом я включил мозг, подумал и понял, что это единственно верный метод.

Не буду вдаваться в технические подробности, просто скажу : кинематика подвески так устроена, что передние колеса заднеприводных машин стремятся занять положение по направлению движения (а не в нулевой точке, как многие считают). Поэтому в момент перекладки, отпустив руль, можно быть уверенным, что, пока зад машины с одной стороны переходит на другую, передние колеса продолжают быть направлены точно в сторону движения. Вручную так быстро крутить руль, держа передние колеса строго в нужном направлении, очень сложно или даже невозможно. Это вам не лед или гравий, на сухом асфальте все происходит намного быстрее.

Когда я это понял, то взял «Тойоту» GT86 и попробовал так порулить (точнее, побросать руль). Оказалось, что это совсем не сложно, получилось почти сразу. Мой Коля, имея небольшую практику, делает это вообще практически идеально, как заправский дрифтер.

Я уверен, что многие с тем, о чем я написал выше, не согласятся. И это нормально. Традиция — сильная вещь. Я буду считать, что добился результата этой заметкой, если вы, дорогой читатель, просто задумаетесь над поднятой мной темой. Правильная работа с рулем — это непростая штука, и она не заключается только в том, чтобы держать руль в правильном месте и уметь быстро рулить. Подумайте над этим.

Как-то раз один уважаемый тренер, разбирая мою ошибку в повороте, спросил меня: «Вот скажите, коллега, что вы сейчас сделали?»
Я ответил: «Повернул руль».
А он: «О-о-о!!! Вот именно, а надо было машину поворачивать!»

Золотые слова! Учитесь правильно поворачивать машину: и в жизни пригодится, и кайф это доставляет, мало с чем сравнимый!

Ну и тем, кто по каким-то причинам не видел отличное учебное видео: «Библия дрифта», очень рекомендую посмотреть. Обратите внимание, как работает рулём и как контролирует машину в скольжении великий Кеичи Тсучия. Вот ссылка:

Ну и в конце хочу предложить вам ответить самим себе на несколько вопросов.

Вот представьте, вы ездите на машине, в которой не просто есть противозаноска, но она даже не отключается. Сейчас таких машин много. Надо ли вам учиться на курсах контраварийной подготовки? Если да, то надо ли учиться скоростному рулению? А надо ли учиться пилотировать одной рукой? Вообще, чему, каким навыкам вы хотели бы научиться на этих курсах? Делает ли наличие электроники на машине начинающего водителя грамотным?

Всем пока. Удачи на дорогах!

Станислав Грязин — о руле и стереотипах