Павел Потемкин: «Если не автоспорт, то ничто»

«Если не автоспорт, то ничто. Я слишком хорошо распробовал автоспорт. И вкус у него не всегда сладкий. Это вкус разбитых рук, шрамов, жженого сцепления, бензина. Потому что стоит хоть один раз победить и уже за уши не оторвать»

Такими словами хочется начать историю Павла Потемкина, приятно удивившего своим отношением к любимому делу. С автоспортом у тверского гонщика особая связь, в которой нет места слабости, благодаря чему достигаются успех и результаты. Самыми значимыми достижениями для Павла стало второе место в Чемпионате Московской области по автомобильному кроссу в 2015 г., второе место в Чемпионате Твери по автомобильному кроссу в 2016 г. и второе место в Чемпионате Твери по автомобильному кроссу в 2017 г. Но лучшие гонки и чемпионские титулы еще впереди. А что же было в начале?

Огонек внутри зажегся еще в детстве, когда едва научившись ходить, в руках всегда были игрушечные машинки. Завораживающие гонки на тверском ипподроме, недалеко от которого Паша жил, разжигали интерес сильнее.

Спустя годы не угасшее увлечение дополнилось правами и своими «жигулями». На Волоколамской развязке в свободном заезде Drag 402м Павел выбрал себе соперника и… проиграл. Это раздосадовало и раззадорило. В этот момент, как говорится, и понеслось: машина подверглась проработке, полетели кресла, лишний вес был сброшен и плавно-плавно Потемкин перешел к спринтам.

 

А в 2009 году появилась легендарная зеленая «копейка» с номером 79. «Номер я выбрал, потому что она была 1979 года. С тех пор на двери у меня красуются эти две цифры. Она три раза меняла свой цвет — изначально красивого оливкового цвета. После того, как я начал ездить в кроссе, я перекрасил ее в салатовый. В мае 2016 года она стала цвета огурца — темно зеленого. Такая овощная цветовая гамма, но она всегда зеленая. Я не стал менять родную цветовую температуру. Она всегда была зеленого оттенка, поэтому ее уже все узнают»

Среди основных талантов Павла стоит отметить способность соблюдать строгую дисциплину, выверенный, спокойный стиль управления, а так же следование стратегии. В 2011-2012 году на тверском форуме ребята кинули кличь о предстоящем спринте в Московской области. Это был необычный ночной спринт на автодроме в Мячково с искусственным освещением и огромным количеством участников. «Надо бы обязательно съездить и вообще всем там показать» — настроились спортсмены. Но так получилось, что Потемкин был единственным и никто из тверских больше не поехал.

Павел комментирует случившееся:«А вот это отношение к спорту. Для меня это всегда было уровня Чемпионата мира. Всегда такое отношение к гонке. Я поехал и привез серебреную медаль»

Гонка в Мячково одна из самых запоминающихся, потому что это первое соревнование за пределами Твери. Каждый раз проезжая по рязанскому шоссе, Паша вспоминает, как это было.

Стоит отметить, что закончив в 8 утра московский спринт, неугомонный спортсмен в 12 часов уже был на старте в Николо-Малице на тверском спринте.

В конце весны 2012 года спринты сменились автокроссом. До зимы машина перенастраивалась, а гонщик набирался опыта.

16 декабря 2012 года — знаменательная дата, которая запомнилась Павлу. Во-первых, можно сказать, что в тот день на официальных соревнованиях по автокроссу заново родилась тверская кроссовая классика. А во-вторых, с запредельным волнением, сбитыми сердцебиением и дыханием Потемкин впервые участвовал в гонке с масс-старта. Первый автомобильный кросс.

Как вспоминает гонщик, во втором круге перед ним произошел большой завал из трех машин, которые перегородили всю дорогу и остановили движение. Но Потемкин удачно всех объехал и попал на первую позицию. Четыре круга удавалось удерживать лидерство, пока на последнем не произошел контакт с московским соперником. Зеленые «Жигули» развернуло, и доехали до финиша уже четвертыми.

Благодаря уверенности в свой успех и силы, это не стало поводом останавливаться на достигнутом и отказываться от своих целей. «Победитель — это тот, кто встает на один раз больше, чем падает. Поражение — это всегда опыт, ценная информация и мотивация»

Есть еще одна гонка с удивительной историей о принятом решении, которую очень приятно вспоминать. В мае 2016 года Павел Потемкин в одной команде с Виталием Тихоновым участвовал в Чемпионате Твери по автомобильному кроссу. После первого заезда у Виталия что-то сломалось, и автомобиль не заводился. Суета и беготня вокруг машины, попытки поменять какие-то детали не давали результатов. И уже пришло время выезжать на старт, но машина так и не заводилась. Потемкин, ожидая начала на трассе, вспомнил, что сталкивался с похожей проблемой — отказ датчика расхода воздуха. За пять минут до старта Паша позвонил своему приятелю: «Достань из красной коробки датчик и поменяй его».

Через две минуты он услышал звук мотора. Тихонов успел выехать на трассу и занял первое место. И если бы не тот звонок сокоманднику, то Потемкин мог бы получить титул Чемпиона, лишив приятеля пьедестала.

«Хоть автоспорт — это спорт личный, но когда есть команда, всегда надо думать о ней. И гонщики в нашей классике очень дружные. Когда на гонках они борются друг с другом и в перерыве между заездами могут помочь что-то отремонтировать»

Не остается сомнений, что для Потемкина гонки — это не увлечение, а настоящий спорт, формирующий характер и порой требующий борьбы не только на трассе, но и внутри себя. Следующая история об этом.

Почти как в операционной, мотор по болтику собирался пять недель. И за три дня до гонок Паша обнаружил лужу. Не понятно, где терялась охлаждающая жидкость. Оказалось, что мотор был с трещиной. Это момент, который может либо уничтожить мотор, либо еще можно ехать, теряя драгоценные капли.

«В четверг вечером (а гонка в субботу) я принимаю решение снимать мотор и ставить новый. У нас очень много ребят за ночь до гонки собирают машины, а я всегда заранее. Пока все носятся с ключами, я сижу дома и смотрю фильм с кофе. А в этот раз я даже с удовольствием это воспринял, потому что я никогда так не делал»

Паша позвонил приятелю Андрею Афанасьеву, который выручил и одолжил мотор. Холодной ночью в пятницу, проиграв борьбу с усталостью и желанием спать, подготовка машины осталась не завершенной.

Новый день начался с отвратительным самочувствием — озноб, тошнота… Отрыв по очкамв чемпионате был небольшой, поэтому, во что бы то ни стало, на гонку ехать надо обязательно. «С утра я пошёл в гараж, но не смог дойти. У меня не было сил, и я сел в маршрутку и поехал домой. Лег спать. Я проспал четыре часа. А дальше был внутренний диалог, который переломил сам себя. А попробовать рискнуть или не? Потому что автоспорт — это всегда риск. Это всегда решение в последний момент, которое может тебя спасти, а может поразить. Я сел на маршрутку и приехал в гараж»

Генератор прикручен, машина собрана и в 19:00 раздался долгожданный звук работающего мотора. Пусть машина была не отрегулирована и толком не настроена, но утром следующего дня на старт выехала и заняла четвертое место. Это настоящий автоспорт. Тот Павел Потемкин, которого мы знаем, стал таким благодаря участию в соревнованиях, потому что это всегда борьба.

Да, сложно искать скорость — ехать быстрее. Поэтому отношение к технике и стабильность из года в год — залог успеха. Вождение Павла выглядит аккуратным и чистым. Поэтому 99,9 % всех гонок он финишировал. А мотор и мощность можно найти.

Сейчас 79ая разобрана. «Собираю еще одну 2101 78 года, еще на год старше. Есть какая-то связь именно с этой маркой и мне она нравится, и я ей нравлюсь. Все другое у меня как-то не получается»

А что касается планов на ближайшее будущее, Павел решил взять перерыв и отдохнуть от автоспорта. «Лучший способ испортить удовольствие — это превратить его в привычку. Автоспорт для меня стал привычным. Начиная от шестичасового будильника и до вечерней переписки с друзьями, я знаю полностью, как пройдет день: заправка бензином, старт, гонка. Поэтому хочется от того немножко отдохнуть и соскучиться, что бы с новыми свежими силами вновь вернуться». За пять лет Потемкин пропустил всего лишь две гонки!

Разобрав свою зеленую легенду и решив перевести дыхание, неожиданно вечером 19 января Паша получил предложение от Виталия Тихонова проехать Кубок «Верхневолжья» на приз ректора ТВГТУ. Так сложилось, что участвовать некому, аПавел был единственный, кто мог выехать. «Я думал три минуты и в субботу в семь утра с настроенными тормозами я отправился на гонки на его машине. Пришел третьим. Называется завязал»

Получится ли у Потемкина взять перерыв?