ВИТАЛИЙ БЕРЧИКОВ: «ЖИЗНЬ ПОДЕЛИЛИАСЬ НА ДО И ПОСЛЕ»

О незабываемом гоночном опыте в Великобритании, о новой машине и будущих планах Виталий Берчиков рассказал RaceТверь.

Многим кажется, что гонщики рождаются с рулем в руке, под звук спортивного выхлопа и рева мотора. Образ пилота представляется как профессионал своего дела и является примером для подражания. А его спортивная карьера – как несбыточная мечта многих поколений зрителей и почитателей.

Каждый хоть раз задавался логичным вопросом: «Как же они стали такими известными, быстрыми и «крутыми»? Что стало решающим в достижении высот в автоспорте? Неужели только рожденные под счастливой звездой выходят на серьезный уровень и становятся «звездами»? Или может, есть универсальный рецепт успеха, а значит,есть шанс и у меня?»Вечный вопрос «что делать?» волновал с детства и героя сегодняшней истории.

Знакомьтесь.

Виталий Берчиков. Не теряет надежды и использует любую доступную возможность для осуществления своей смелой мечты – участвовать в старейших из ныне существующих автомобильных гонках на выносливость во Франции  «24 часа Ле-Мана». Однажды у Виталия появился шанс пробиться в большой автоспорт и практически прикоснулся к мечте благодаря симрейсингу.

Что бы узнать, как все начиналось, перенесемся на десять лет назад.

В 2008 году Виталик увидел по игровому каналу анонсы о турнирах по компьютерным играм и решил принять участие. Опыта еще нет, поэтому за месяц до виртуальных соревнований началась усердная подготовка.

NeedforSpeed тогда была одной из популярных компьютерных игр с качествами, отвечающими киберспортивным чемпионатам. На один из таких турниров, проходивший в Москве, заявился начинающий гонщик  и успешно прошел несколько этапов. Но соревнование не получило дальнейшего развития.

Зато Виталик познакомился с ребятами одной из команд. «Они сказали подтянуть здесь и здесь, и тогда мы возьмем тебя в команду.  Тогда это была самая популярная дисциплина. Она была на чемпионате мира по компьютерным играм — WorldCyberGames (WCG), который считался престижным, куда все стремились. Там был NeedforSpeed и крутые призы, поэтому все хотели попасть туда и выиграть кучу денег.  Тогда это был максимум,  вершина. Я участвовал, где только можно: ездил в онлайн и оффлайн»

На дату выхода новой NeedforSpeedShift в MediaMarkt в Москве организовывают турнир и в качестве награды за первое место дарили телевизор. И главный приз поехал в Тверь с Виталиком. Показывая лучшие результаты, гонщик продолжил накапливать  призы: очки 3DVisionот NVIDIA, три руля и гору лицензионных дисков.

«Когда на WCG  не стало NeedforSpeed, всё изменилось, команды потеряли стимул к развитию. Хотя на тот момент это игра была самая популярная и ребята из нашей команды были в топе. NeedforSpeed как соревновательная дисциплина перестала существовать. В 2013 я услышал об Академии GranTurismo- международный проект по поиску и подготовке перспективных пилотов».

Фото flickr.com

Ранее, в 2008 году произошло поистине революционное событие в мире виртуальных гонок: компания Nissan совместно с PlayStation запустила программу GT Academy. Тогда это казалось сказкой – лучшие пилоты гоночного симулятора GranTurismo–получили возможность стать настоящими гонщиками.

Кто бы мог подумать, что из «виртуального» пилота можно вырастить настоящего гонщика? Неудивительно, что с тех пор интерес к GT Academy стал расти, как на дрожжах. В 2011 программу запустили в США, а в 2012 – России.

На тот момент Берчиков уже опоздал на участие в 2013 году, потому что отборы в GT Academy уже прошли. Узнав о всех требованиях, Виталик решил ехать в 2014 году.

«Я начал дубасить. 3 месяца с утра до вечера я готовился. Бегал, отжимался, подтягивался. Тренировался  в GranTurismo по 8 часов в день. И мне снилось, как еду на GTR по гоночной трассе.  Я загорелся и верил, что попаду туда».

В первом этапе отбора на выбор предусматривалось три способа прохождения: через онлайн игру в гоночном симуляторе GranTurismo, оффлайн отбор в Казани и  с помощью бесплатной игры для Facebook. Через онлайн игру пробиться не удалось – слишком высокая конкуренция и большое количество участников. Всего несколько позиций в итоговой таблице отделяли Виталика от прохождения отбора через онлайн игру. А игра-приложение в Facebook была как страховочный вариант, который  в итоге сработал. Так что в Казань ехать не пришлось.

25 человек с онлайн соревнований, 3 человека из Казани и 2 человек с Facebook собрались в Сочи на SochiAutodrom, где состоялся заключительный этап российского отбора в GT Academy. Суть данного отбора состояла в том, чтобы выявить 6 лучших виртуальных гонщиков по различным критериям.

Участники, выбравшие схему через Facebook, должны были пройти дополнительный игровой этап перед региональным финалом:

«В трех гоночных испытаниях на симуляторе GranTurismo на разных машинах и на разных трассах выбрали самого быстрого. Им был я. Это была возможность для меня, чтобы попасть в финал, и я за неё удержался. На следующий день нам выдали шмотки. Я  визжал. Но понимал, что самое сложное еще впереди. Нужно будет бороться с крутыми чувачками».

И так в Сочи для 28 участников подготовили четыре разноплановых испытания. Отбор начался с самого привычного и любимого для виртуальных гонщиков испытания — проверки навыков езды в игре GrandTurismo.  Это оказалось очень напряжённым для гонщиков и можно сказать одним из самых важных этапов. Необходимо было доказать, что результаты, с которыми приехали участники, являлись реальными.

«Все тряслись, нервничали, потели. У всех был стресс.  Не знаю как, но мне получилось попасть в пятёрку. У всех участников было предвзятое отношение к тем, кто пришел из Facebook. И они не рассчитывали на борьбу и сопротивления с моей стороны».

После симулятора ребята размялись, как следует: серьезный тест на физическую подготовку испытывал на выносливость.Уже на этом этапе силы были на переделе. Берчиков прошел испытание со средним результатом.

«Потом были не очень сложные гоночные испытания на машине NissanJuke. На время мы выполняли змейку,  разворот на 360, лосиный тест, остановка в боксах. Всё это было в одном заезде на время».

 Четверку испытаний завершил медиа тест, на котором проверяли адекватность и знания английского. Для участников подготовили каверзные и провокационные вопросы.

«Когда объявляли результаты, я стоял и ждал, что меня сейчас назовут. Как будто знал! А потом в номере гостиницы меня все спрашивали кто я и откуда, потому что про меня никто не знал. Все остальные были уже не первый раз в финале. У них гонки, картинг, ралли. А у меня низкий таз радует глаз. Я больше ни на чём быстрее, чем девятка не ездил». 

Фото flickr.com

Всего 6 участников из 25 отобрались в Сочи по итогам 4х испытаний. И Виталий попал в 6-ку лучших со всей страны! Перед ним открылась дорога в заветный Сильверстоун, куда он в предвкушении стремился за неповторимым опытом.

«Мы в Сильверстоуне. Там не было соревнований в GranTurismo. Оставались испытания на настоящих гоночных машинах и скоростных трассах».

В гоночном лагере RaceCamp в Сильверстоуне встретились сильнейшие команды со всего мира – 8 команд, 48 участников. Всего один станет победителем и после полугодичного обучения будет профессиональным гонщиком команды «Ниссан».

Команды боролись между собой и внутри. 8 дней игра шла на вылет, т.е. каждый день отсеивали по одному участнику из команды. Суммарное количество очков, заработанное командой, определяло  положение финалистов в решающей гонке за приз в виде контракта с Nissan. Было ради чего попотеть.

Фото flickr.com

Организаторы уже в первый день не щадили участников, устраивая жесткие испытания грязью, водой, током, холодом, льдом. Помимо изнуряющей полосы препятствий, ребята гоняли по трассе.

На второй  день команду России, как и все остальные, разделили на две группы. У одного сокомандника Виталия был иммунитет, заработанный благодаря лучшим результатам за предыдущий день, поэтому в испытании он не участвовал. В каждой группе по два человека был фаворит и аутсайдер.

«Испытание пит-стоп Челендж представляло собой командную, параллельную гонку, в которой нужно было на скорость по очереди поменять одно колесо и проехать один круг по трассе.  В результате каждая команда теряла по одному проигравшему участнику».

Виталик поменял колесо быстрее соперника. Напарник примчался с круга и приступил к замене колеса. У него возникли какие-то сложности. Немного повозившись, ему удается справиться с заданием и Виталик даже первым выезжает из пит-стопа. Но на первом повороте соперник обогнал Виталика, не дав догнать себя. Виталик приехал вторым.

Фото flickr.com

«Я ехал и слышал, как бьётся моё сердце. В тот момент я понимал, что если сейчас проигрываю, то еду домой. Я так сильно жал на газ, что мог выдавить его наружу».

Джонни Херберт, чемпион Формулы-1, объявлял результаты. К сожалению, Виталий проиграл в нелегкой борьбе и выбыл из команды. На этом для него закончилась борьба за главный приз. Но продолжал участвовать вне зачета для опыта и удовольствия. Поражение стало причиной сильных переживаний. Еще целый год он находился в состоянии упадка духа и не мог найти себе место. Потребовалось не мало времени и сил, что бы вернуть веру в себя.

Как бы то ни было это уникальный опыт и незабываемое приключение. Виталик погрузился в мир профессиональных гонок и испытал себя на сноровку и крепость духа.«Жизнь поделились на до и после»

Фото flickr.com

Сейчас новый виток в развитии спортивно-гоночной сферы жизни. Продолжая участвовать в онлайн, Виталик активно использует возможности показать себя и в оффлайн-спринтах и ралли-спринтах.

Гоняет на «морковной» праворульной «девятке» 1989 года, которую приобрел вместе с товарищем. Аппарат уже подготовлен для соревнований. Машина должна быть конкурентоспособной и не дорогой в обслуживание, а запчасти на нее должны доставаться легко и в кратчайшие сроки. Поэтому выбор пал на отечественный автомобиль.

Виталик впервые испытал ее на открытом первенстве ТвГТУ в декабре 2017 года. «Девятка» приехала первой и обеспечила пилоту центральную ступень на пьедестале.

Фото из личного архива Виталия

В 2018 Виталик проехал три этапа зимнего Кубка Твери по ралли-спринту. Первый этап прошел на полигоне ТвГТУ, второй – в Вышней Волочке. И финальный третий этап – в Борихино. Пока привыкая к новой машине и улавливая ее поведение, гонщику не удалось занять призовые места. Можно сказать, пилот мог прочувствовать автомобиль непосредственно на гонках. Это боль Тверских гонщиков – ограниченные возможности для тренировок.

Но ситуация меняется к лучшему. За последний месяц МБУ СШ «Лидер» уже дважды организовало тренировки на Борихино поле. И Виталий не упустил шанса полноценно изучить автомобиль, проанализировать причины потери секунд и подготовиться к финальному третьему этапу чемпионата Кубка Твери, который прошел на той же трассе.

Чувствуя себя уверенней, Виталий выезжает в финальном этапе. В тот день стоял сильный мороз. И трасса представляла собой сочетание разных покрытий: повороты ледовые, асфальтовые и с замерзшим грунтом. В каждом вираже нужно было искать наилучшую траекторию, учитывая покрытие, и точный момент торможения.

Фото из личного архива Виталия

Виталику не всегда удавалось тормозить в нужный момент, поэтому машину сносило и секунды терялись. В результате пятое место в этапе и шестое в чемпионате.

«В ближайшее время планирую заниматься машиной. Мне не нравится, как она ведет себя на скорости, непредсказуемо. Это может быть связано с состоянием подвески. Хочу решить этот момент»

На Youtube Виталий открыл канал и ведет свой видео-блог, где можно следить за развитием спортсмена. Это поможет популяризировать автоспорт в Твери и продвигать себя, как  гонщика. Поддерживаем Виталия https://goo.gl/XzLdaa , желаем  дальнейших достижений и профессионального роста.