«МЕНЯ ПРОСТО ТЯНЕТ К ГОНКАМ» — НИКОЛА ПОЛЯКОВ

«В детстве я мечтал сначала быть космонавтом, потом летчиком истребителя, а потом уже гонщиком — под впечатлением, как мама смотрит Формула-1. С 2000 смотрит. А отец до сих пор не понимает» — рассказывает Никола Поляков — герой сегодняшней истории.

Кто бы мог подумать, что подобное увлечение молодой мамы гонками может передаться старшему сыну. И он будет не просто наблюдателем или болельщиком, а покорителем картинговых трасс. Сегодня расскажем о разнообразном опыте пилота и самых запомнившихся гонках.

Никола впервые себя попробовал в роли гонщика за рулем авто-симулятора, когда ему было всего четыре года. На пару с младшим братом они отрывались в NeedForSpeed, а позже и NeedForSpeedShift.

С восьми лет он играет в оркестре. И в десять, получив премию за крупное выступление, юный трубач (позже саксофонист) купил себе первый руль для авто-симулятора.

«Примерно в двенадцать лет я решил попробовать на картинге катнуть в горсаду. Но в горсаду мне не понравились картинги — слишком вялые. Вскоре мы с братом поехали на ещё один картодром у вагонзавода. Там я чётко осознал, что хочу именно картинг»

Не медля,  к началу учебного 2011 года Никола записался в детскую школу картинга на Forza-Karting. «Каждое воскресенье я приезжал в Москву и потихоньку учился ездить. Мне было тринадцать лет, но я был нетипично маленьким. И посадили меня в довольно крупный карт. Мне даже не поверили, что мне тринадцать лет. Сказали, что на вид мне лет десять-одиннадцать. Настолько я был маленький»

К весне ряды картингистов пополнил младший брат Иван.

К лету 2012 Поляков старший раскатился. Вместе с тем появились уверенность и скорость, хотя побед еще не было. Николе предложили сесть сразу на взрослый карт. У него появляется свой Easykart 100, на котором он проедет сезоны 2012 и 2013. На более мощной технике Никола должен был быстрее расти как гонщик: «Машины в сравнении с той, на которую я пересел, сильно отличалась. Настолько быстрая. Все лето два-три раза в неделю я приезжал и накатывал бесчисленное количество километров.

С физической точки зрения это было, конечно, для меня тяжело. Новый карт — это огромный прыжок вперёд, как в плане скорости, так и в плане нагрузки»

Кроме Forza-Karting, Никола ездил на картодроме «Маяк», где в августе 2012 года прошла его первая гонка в Easykart. До соревнований картингист тренировался 2-3 раза в неделю по 5-6 заездов в день (шестой заезд — бонусный, если сил хватит).

В дебютной гонке Никола поставил перед собой цель просто проехать и не лезть на рожон. Но с ходу в квалификации он опередил напарника: «Напарник сел не многим раньше меня. Но физически он опережал свой возраст. Так что он сразу стал участвовать в гонках. А я набирался опыта на тренировках». В результате Никола остался доволен шестой позицией из восьми. С осени того же года Никола продолжил тренировки  на новом картодроме «Лидер» в Подольске.

Иван тоже не отставал и тренировался на Easycart 60.

Потом Никола снова вернулся на Forza-Karting, где он сел на другой карт —  12-сильный Rimo. После «летней практики» на «Маяке» машина казалась очень простой. А брат к этому времени уже не ездил. Иван позже попробовал, но по проезду сказал: «Всё». И больше он не садился за руль.

Поляков принял участие в школьном чемпионате на Forza-Karting, состоящий из трех этапов. В квалификации  показал лучшее время и обеспечил себе поул-позицию. «С места тогда я уже хорошо стартовал. В плане реакции и в плане просто старта без лишних проблем. Этап я выиграл, но не без труда».

В остальных двух этапах у Николы втрое и третье место. А по итогам всего чемпионата Никола  взял серебро.

В 2013 он провел полный сезон Easykart и приезжал всегда на четвертое место.

В 2013 году в Твери Никола начал школу авто-кросса.  Когда ещё не восстановили асфальт на Борихино поле, на трассе тренировались только кроссмены. В это же время делали ограждения для внешнего авто-кроссового кольца, которое огибало асфальтный участок.

Тут Никола познакомился с Окой и учился работать со сцеплением. «Первые раза два глох. Слишком резко бросал сцепление. Дальше чуть освоился. Трасса была короткой, а машина старая (подготовленная к гонкам, наверное, в конце 80-х). Так что разгонялся только до отсечки очень длинной 2 передачи»

«Но мне нравится картинг, потому что он поживей для меня, динамичный».

«Дальше в Easykart я, к сожалению, не мог продолжить. Потому что, чтобы добиться большего, там надо было ставить мотор по-новее и более высокооборотистый. Мой изрядно износился и к концу лета на тренировках уже сдавал»

Летом 2014, когда не было возможности участвовать в Easykart, Никола ехал в FormulaWorld: 4-тактный мотор, как в прокате, на спортивном шасси. Это следующий собственный карт после Easykart 100. Дешевле, и держит в форме.

«До сих пор помню реакцию одного из механиков после первой квалы. В форме троллинга сказал: «Ты что! Совсем что ли?» Я объехал всех почти на пол секунды, а это очень прилично, учитывая, какая у нас там борьба»

Но в тех заездах у Николы выиграть не получалось. То одно, то другое. Раз на старте просыпал и в итоге застревал в трафике и не нагонял до финиша. Или в квалификации обогнал на пол секунды соперников, а на заездах уже не смог повторить. Не получалось даже приблизиться к лучшему времени.

В конце 2014 — начале 2015 года Никола присоединился к тверской картинговой секции «Траектория» (перед этим, в августе, он тестировал на «Маяке» карты Rotax Max и DD2). Тренировки проходили на Борихино после того, как там переложили асфальт. Тут Никола осваивал так называемый коробочный картинг, где применяется секвентальная коробка передач. Она отличается от механики тем, что  сцепление используется только на старте. И машина гораздо мощнее: раза в два, чем Easykart 100.

Сезон 2015 был подготовительным и тренировочным. Никола ездил на Борихино и летом, и зимой, продолжая доводить до ума свой карт с секвентальной коробкой.

2 мая 2016 года состоялась гонка в Талдоме. Полякову предстояло обкатать «новый» (приличный б/у) мотор в боевых условиях перед Фирсановкой — первым этапом чемпионата ЦФО по картингу.

Городская гонка в Талдоме проходила на перекрытых дорогах. Она стала одной из самых запоминающихся для пилота. Никола поехал сразу в двух классах: «Национальный-Юниор» и «Национальный».

«В «Юниоре» я облажался. Стартовал с последнего ряда и за пару кругов прорвался на первое место. Я уже на старте очень хорошо прорвался вперёд и дальше обходил по два по три. А дальше… просто цепь слетела. И дело в том, что это я ее закреплял, я подготавливал машину!»

Во втором заезде Поляков зацепил шину и погнул левую тягу. Но, к счастью, все обошлось, и пилот смог продолжить соревнование.

«Кончились заезды в классе «Национальный-Юниор» и я поехал в «Национальный». Незапланированно. Мне просто предложили как дополнительный опыт. Там соперников побольше и они реально быстрые. Это было хорошим опытом для меня»

Через 2 недели после Талдома стартовал Чемпионат Центрального Федерального Округа по картингу. Никола принял участие  в первом этапе, который проходил  в Фирсановке, Зеленоград.

«Трасса скоростная и извилистая. Особенно первая часть, закручивающаяся улиткой и в конце ещё средне-скоростная шпилька. С физической точки зрения было реально сложно, потому что держак был адский»

В Зеленограде Никола ехал на той же машине, что и в Талдоме. Но для класса «Национальный» пришлось очень много догружать: до минимального веса 175 кг требовалось еще 15 кг. В качестве утяжелителя использовался специальный брусок, который прикрепили сзади на сиденье.

«Довес был большой, а трасса не ровной – в итоге не выдержал правый крепёж сиденья.Чуть позже я потерял тягу (мотор работал, а машина не ехала) — полноценный тех. сход. По возвращению выяснилось, что я сломал основной вал. Пришли к выводу, что я с такой силой вбивал передачи вниз, что вал не выдержал»

Никола не финишировал.

Зиму 2015 и лето 2016 Никола тренируется в Тверском РУМОС-СПОРТ. Параллельно продолжает выезжать по выходным на Борихино поле.

Осенью 2016 не было возможности продолжать  из-за учебы и финансовых трудностей. С февраля 2017 Никола начал регулярно ездить на SWS – на прокатной клубной технике.

Одна из последних гонок в РУМОС-СПОРТ, под названием «OneHourRace» прошла в декабре 2017. «В квале получилось не очень хорошо, но все-таки топ 5. В лидерах были Кеша и Алексей Вдовин. Первый сменялся я, и в итоге мне досталась машина, которая подходила по пилотажу. Она не очень быстрая, но отлично проходит повороты. Поначалу я по секунде с круга привозил всем. Я сразу поймал очень мощный темп и дальше экспериментировал и смотрел, как лучше ехать. Свое лучшее время я показал за 10 минут до конца».

Своей команде «Формула-1» Поляков принес золото. Так же Никола получил специальный приз за лучшее время круга. Подробнее, как проходила гонка мы писали ранее.

10 марта 2018 года Никола участвовал в финале картингового кубка СМП РСКГ 2017/2018. Команды делились по жеребьевке, а потом отдельной жеребьевкой распределяли в команды по одному Тверскому пилоту. Из знакомых с Николой был Игорь Обросов, с которым они гоняли в школьном чемпионате на Forza-Karting.

«На тренировке я как обычно вспоминал, как ехать (у меня это занимает пол круга, и ещё полтора — вернуться на прежний уровень). В квале мне удалось посмотреть, как едут быстрые. Взглянул со свежей стороны»

Изначально планировалось, что Поляков едет первый и последний отрезок гонки. Но потом сформировали более кучно. В итоге он ехал 10-й и 12-й этап гонки. Всего было 12 этапов, и гонка длилась три часа.

«На своём первом отрезке я пытался не отстать от Красновского. После замены он выехал передо мной и начал уезжать по пол-секунды с круга. Я знал, что в его команде отбыли свой штраф не корректно, из-за чего потеряли круг. Но могли и компенсировать (что в итоге и сделали). Так что я гнал, что есть сил»

На втором отрезке соперники уехали на треть круга вперед. Терять было нечего, поэтому Никола просто работал над стабильностью. Команда не заняла призового места, но Поляков сделал все, что было в его силах.

Какие планы на будущее? Никола старается далеко вперед не заглядывать. Сейчас главное отработать следующий этап, следующую гонку лучше, чем предыдущую и постепенно накатывать опыт. Возможно, откроются новые перспективы для пилота. Желаем высоких достижений и веры в свои силы!