Гонка за мечтой

На настоящий момент Алексей Вдовин – один из самых результативных автоспортсменов Твери и области, участвующий в самых разных гонках различного уровня. Причём его путь в настоящий автоспорт был стремительным, а начинался вообще в нелегальных уличных стартах. Сейчас же Алексей участвует в сильных кольцевых сериях.

Начало

— Алексей, как ты попал в автоспорт, как давно, что затянуло?

— Всё случайно… Так получилось, что весной 2015 года я выбрал машину для души, которая и сейчас у меня. Это Audi RS Q3. Она «засветилась» в городе и тут же пригласили на ночные уличные заезды, на 402 метра. Проехал, было интересно, стали общаться на тему гонок.

— До этого не было никакого спорта?

— Автоспорта не было. Присутствовали другие виды спорта, не технические.

— Но как так быстро «засосало»?

— Всегда хотелось чего-то добиться в спорте. В любом, не важно в каком. Вскоре появился РУМОС-Спорт, тогда ещё открытый картинг на парковке. Тут что-то стало получаться. Узнал о других картодромах, более интересных, открытых. Например, не так далеко от нас находится картодром «Маяк». Решил съездить посмотреть. В таком приятном восторге остался. Парковочный картинг – совсем не то, что там. На «Маяке» открытая трасса, шириной 8 метров, длиной 1200 метров. Мощные карты по 13 лошадиных сил. Когда на таких никогда не ездил, то первое впечатление – «А такое бывает?». Потом, конечно, привыкаешь. Узнал, что там есть спринты. Это SWS соревнования, Sodi. С мировым рейтингом, с зачётом, и самое главное, что там участвуют сильные спортсмены, то есть постоянно приезжает по 40 и более человек. Есть люди, которые лет тридцать туда ездят, на один и тот же картодром, раз в две недели принимать участие в соревнованиях. Мне понравилась атмосфера, всегда приятно кататься с сильными. Да, когда я начинал, я приезжал последний, в конце. А потом стал ездить туда регулярно и уже стал добираться до середины турнирной таблицы. Тем более, там была группа для меня – «богатыри», туда регистрируются по весу, ну а я тяжёлый… Для тех, кто весит от 90 килограмм, есть зачётная группа с довесом или без него до 100кг. И в этой группе я начинал. И подиумы были. Ну, понятно, тут был зачёт такой,.. пять человек едет, из них трое на подиуме. Шансы велики. Несложная задача. Но сезон откатал. Всё же началось, как и положено, по канонам – с картинга.

— До чего дошёл прогресс?

— В 2016 году появилась идея попробовать себя в кузовах. Тем более, была давняя мечта – хотя бы просто в качестве трек-дня проехать по всем трекам страны, посмотреть, как это выглядит из окна машины, трек, где нет ограничения скорости. Потому что просто по прямой ездить стало уже не интересно. Захотелось уже боковых ускорений. На Audi получилось выехать на МРВ (Moscow Raceway, — прим авт.), тоже остался в восторге. Но понял, что эта машина не для трека. И жалко её, ту на которой каждый день ездишь. Посчитал, что это не рационально.

Тайм-Аттак

— Страх разложить машину не даёт тебе спортивных результатов. А как потом домой добираться?

— Да, и купил прям «гонку-гонку». Готовую машину, вице-чемпион РХХЦЦ (RHHCC – Russian Hot-Hatch Club Championship, любительские соревнования на лучшее время круга, — прим. авт.). Готовая полностью к тайм-аттаку. В 550 тысяч рублей мне обошлась OpelCorsa OPC. Каркаса не было, первый год я ездил без него. Но, стояла подвеска KW competition. Мотор был доработан, очень надёжный, кстати. Классный мотор у ребят получилось собрать — 240 лошадей на замерах.

В 2016 году я проехал не весь сезон. Пару раз машина ломалась. Несколько этапов не смог посетить, начинал со Смоленска. Результат первого этапа 1:49, мне казалось «Как я классно проехал!». Но по сравнению с другими, оказалось – дно. 1:45 там ехали другие. Но потом я прогрессировал. И конец сезона у меня так же был на «Смоленском Кольце». И я уже проехал на 5 секунд быстрее. Я выдал 1:44. Понял, что сезон прошёл не зря.

— Прогресс в настройках? Или только в себе?

— В рулёжке, только в себе. Были настройки по подвеске, но это просто щелчки регулируемой подвески. Больше всего именно подтянул свой уровень. Я никогда не ездил на кольце, и в самом начале прогресс идёт всегда очень быстро, а потом очень-очень-очень медленно.

— Ты же ещё на Porsche ездил.

— Да, на машине друга. Он мне сделал такое предложение, от которого нельзя было отказаться. На одной машине, заявились вдвоём в тайм-аттак, гонка на время. Я был первый раз за рулём его машины на треке на котором уже ездил, а он был за рулём своей машины но первый раз на этом треке. Я поначалу боялся, переживал. 600 лошадиных сил — мощный аппарат. Но потом, привык и в конце ехал, уже практически ничего не опасаясь. Был правда неприятный момент, когда вскипела тормозная жижа и пропали тормоза в конце длинного прямика, когда скорость была 200+… Но их хватило как-то оттормозиться, как-то повернуть, доехать круг уже без тормозов, заехать в бокс. Но седых волос – добавило.

Картинг

— Картинг, он же тебя первый засосал. Основа ли это всему?

— Да!

— Все говорят «Да». Почему? Ты на маленькой машинке, на узенькой трассе, можно цеплять отбойник и ничего не будет и большая машина, огромный автодром, другое чувство машины.

— Как я это понимаю – маленькая колёсная база, маленький вес машины, всё гораздо острее, и руль гораздо острее реагирует на твои движения. Ты всегда понимаешь, где и как ты отруливаешь. В большой машине за счёт размера, это чувствуется размазаннее. Но научившись в картинге, ты понимаешь, что надо действовать на опережение.

В 2015 году у меня получилось съездить в Югру, а в 2018 году в Карелию, в школу Quattro Евгения Васина. Многое получилось узнать тогда об эффективном скоростном управлении автомобилем зимой. Мне тогда запомнились слова инструктора (они правильные такие, книжные, букварные). «Машина может делать эффективно только одно действие из трёх – или разгоняться, или тормозить или поворачивать.» Картинг дает это прочувствовать быстрее и острее чем автомобиль, тут нет электронных помощников и усилителей. При этом ты борешься за доли секунды.

— Эти миллисекунды особенно ценны, когда 35 секунд весь круг. Картодром в Румосе – получается, домашний. Что он тебе дал, чему ты тут научился?

— Большой накат, выносливость, возможность тренироваться хоть каждый день. В прошлом году чтобы поучаствовать в соревнованиях мы собирали команду, я был инициатором этого движения, и тверские ребята ездили на MIKC (Moscow Indoor Karting Cup) выступать, это 4-х часовая картинговая гонка. На мощных картах, даже мощнее, чем тут «клуб». Вот там ещё больше закалялась выносливость. Некоторые с трудом выдерживали. У меня самого порой было желание по рации крикнуть: «Ребята, я больше не могу, смените меня». До такой степени укатывались. Теперь надеемся что за хорошими соревнованиями не придется ездить в Москву.

— Если выбирать вид автоспорта – картинг, РХХЦЦ, есть ли что–то, что интересно попробовать – ралли, спринты зимние, или ещё что-нибудь?

— Мне интересны любые направления автоспорта. Я не хотел бы полностью оставить картинг, потому что безумно нравится. Как открытие, так и закрытые картодромы. Причём нравится посещать разные картодромы. В январе получилось посетить Дубай. Прокатиться там, где катают 24 часовую гонку.

— Как туда занесло?

— Поехали отдыхать с женой, но я ей сразу сказал: «Там есть картодром… Ну ты понимаешь, да?», она сказала, «Ну я знаю…». (смеётся)

Поэтому пару дней из непродолжительной поездки «пришлось» посвятить картингу. В эти дни там проходил SWS (Крупнейший международный чемпионат по гонкам на прокатных картингах, — прим авт.). Потренировался немного в прокате, заявился и поехал эти соревнования, очень было интересно.

Так же заранее, ещё в России забронировал обучение на Формуле DBX. Это машина с мотором 1,8 литра, секвентальной коробкой. Первая ступень обучения – это езда по небольшому участку трассы за инструктором, который едет на Audi TT RS и пытается от тебя оторваться. Вторая ступень – тоже самое, только задействована уже половина всего автодрома. А в третьей – ты едешь по полному «конфигу» один, без инструктора. Вот первую ступень я прошёл. Теперь с друзьями выбираем возможности для поездки на вторую и третью ступень сразу, хотим устроить «междусобойчик» на этой технике.

— Как тебе этот опыт – управлять автомобилем класса формула?

— Конечно, интересно. Вылезать-залезать неудобно. В машинах расстраивают зеркала. Они от ветра сгибаются, если не закреплены. И всё, ты не видишь, что сзади творится. То же самое было с ShortCut (российский спортивный автомобиль, сделан по мотивам Lotus Seven, — прим. авт.), когда, мы выступали осенью на МРВ…

Гонка на выносливость

— Кстати, да, ты же участвовал и в длинной гонке.

— Совершенно случайно. Я сидел на семинаре, мне пришла смска от ребят «Хочешь проехать REC (Russain Endurance Campionship – Российский чемпионат гонок на выносливость, при. авт.) на МРВ на «шорткате», я спросил про бюджет, про второго пилота – и поехали.

— «Шорткат» поудобнее чем карт?

— Машина очень не удобная!.. И самое большое разочарование, или испытание, это когда мы приехали в день гонки, шёл ливень. А машина открытая, пришлось одеть дождевички, убрать свои страхи куда-то ещё. Плюс мы на такой дождь тоже не рассчитывали, хотели по сухому проехать. Один экипаж, который должен был ехать на втором шорт-кате, отказался, когда пилоты поняли, что будет дождь. А у меня напарник прилетел специально на эту гонку из Испании, мы решили ехать, задача была увидеть клетчатый флаг. Сама машина по дождю едет не очень хорошо. Она заднеприводная, нет никаких помощников, ни АБС, ни ESP, ни гидроусилителя руля. Ничего абсолютно…

— Жигули!

— Да мотор у неё 16-клапанный. Но я на МРВ ездил в дождь, на своей «Корсе», и она там едет очень хорошо, объезжает почти всех, чуть ли не GTR-ы и «Поршакам» в поворотах фарами моргаю, мол, пропустите. Было такое, что у меня было четвёртое время дня, среди всех-всех-всех классов, даже более мощных, в дождь. То есть МРВ и дождь – это моё (смеётся). Но самая главная задача в длинной гонке было посмотреть в зеркало заднего вида, нет ли там Mercedes SLS, который тебя каждые три круга обгонял.

Автоспорт – это…

— У тебя помимо автоспорта есть и другие увлечения, интеллектуальные игры, в VK написано, ты любишь карточные игры, катаешься на лыжах. Вот то, что со стороны, сбоку автоспорта – помогает? Или наоборот отнимает время и деньги?

— Нет, человек всё равно должен стараться расширить свой кругозор, быть разносторонним. Эти хобби, интересы, помогают отвлечься и получать удовольствие. Одно из моих хобби ещё со студенчества – биллиард. Обожаю! К сожалению, сейчас редко получается играть. Когда минутка выпадает, с удовольствием провожу… даже не минутку, а часы за бильярдным столом. Это моя давняя любовь.

— Автоспорт – это хобби, или нет?

— Для меня это спорт. Не профессиональный, пока, любительский, но я хочу относиться к нему как к спорту. Удовольствие, конечно, я в этом получаю. Но в этом плане я — перфекционист. Хочется всегда к стремиться к идеалу, добиваться большего. И в спорте это желание всегда присутствовало. Сейчас все направлено именно в автоспорт.

— Ехать в гонки просто так, что бы покататься, или там где есть шанс за что-то зацепиться, за призы?

— Нет. Всегда быть первым среди слабых – не интересно. Среди равных – да. Лучше быть в серединке или даже внизу турнирной таблицы, когда едешь с сильными.

— Когда гонка идёт – что у тебя внутри? Куда девается страх и какие ощущения, когда ты там?

— Настроение – полностью сосредоточенно на процессе. У меня единственный страх – ошибиться, пропустить точку торможения, зайти неправильно в поворот, потерять полсекунды, понимая, что сзади идёт тот, кто тебя сразу накажет. Нет страха столкновения или ещё чего-то. Есть страх ошибки, что ты будешь чувствовать себя виноватым. Всегда хочется сделать всё идеально, красиво, чётко.

А потом, я понял, что для меня гонки это такой очень хороший способ расслабиться.

— Расслабиться?

— Расслабиться именно в плане эмоциональной нагрузки. Умственной. Потому что здесь от меня нужно мои знания переложить на ноги-руки, на координацию движений. Я не думаю о том, что сегодня и вчера было на работе, какие у меня завтра будут проблемы. Даже в тайм-аттаке, я 10 минут еду, меня ничего не заботит. Я сосредоточен только на процессе именно тут. Проблемы отступают, я только тут, всё остальное – отключается. Это же слова из «Форсажа», когда Вин Дизель говорил, что «я 10 секунд когда лечу…» — с одной стороны он прав, но у него 10 секунд, а у меня 10 минут. (улыбается). То же самое у людей, которые едут гонку полчаса, час. Они мыслят о конкретной ситуации, кто у тебя позади, в каком состоянии шины, что по подвеске, что стоит поправить под трассу. Даже если мысли возникают, они возникают технического характера, про тот процесс, который у тебя в руках, но проблемы вне трека – тебя не заботят. Это действительно способ отключиться.

— Гонки в твоей жизни – это только вживую, или смотришь трансляции, следишь за чемпионатами?

— Я не такой фанат, который не пропускает ни одной гонки. Но если есть время, я смотрю Формулу-1, мне интересно. С 2017 я стал смотреть РСКГ. Мне интересно, там борьба, некоторых пилотов я знаю, пересекались, общались, встречались на соревнованиях. Есть за кого болеть, тем самым интересно.

— А специально на гонки не ездил, смотреть?

— В этом сезоне я был один раз. Но, конечно, больше нравится участвовать. Ещё ездил на Формулу-1, и мне кажется, современная картинка  интереснее, лучше. Больше информации – кто кого опередил, много повторов. А на автодроме, когда ты сидишь и видишь один поворот, а остальное где-то на планшете, или по экрану, это не очень удобно. Дух, да, дух гонок там передаётся, но следить за событиями не получается. Дома пред большим экраном или в спорт-баре, это интереснее.

— Какие у тебя «творческие» планы?

— Я не знаю на самом деле, я сейчас немножко потерялся, что я хочу дальше. Конечно, мечта это поучаствовать в больших хороших гонках классом не ниже РСКГ. (Чемпионат России по автомобильно-кольцевым гонкам, — прим. авт.) У меня были разные предложения, но я ими пока не готов воспользоваться, потому что цены кусаются. Без спонсоров мне там делать нечего.

— Сезон в РСКГ стоит несколько миллионов…

— Да, один этап стоит 250-400 тысяч под ключ. Аренда машины, доставка, бензин, резина, механики – ну всё. И если этих этапов 6-7, то получается два-три миллиона за сезон. На арендованой технике. Ну ещё плюсом – «краши». То есть если тебя помяли, ну а класс «Национальный» без этого не обходится, то ты дополнительно платишь. Понятно, тут не великие деньги, если это лёгкие повреждения. А если тоталь, то…

— Если ты плотно занимаешься автоспортом и есть свой бизнес, не было идеи – переформатировать бизнес под автоспорт?

— Здесь есть два момента. Первый, я не верю в прибыльность этого бизнеса в России и пока не вижу, как на этом зарабатывать. А второй момент, нет единомышленников. А одному всё нельзя воплотить. В любом бизнесе ты основываешься на людях, нужна поддержка. Почему бы в Твери не организовать спортивную команду и гараж, в котором обслуживаются именно спортивные машины, в котором будут работать механики, умеющие готовить машины к соревнованиям и глубоко понимать процесс настройки боевых машин. Сейчас у нас таких нет к сожалению. Однако, из-за отсутствия широкого спроса этим никто не занимается в нашем городе.

— Что ты скажешь про автоспорт. Это дело всей жизни, или для удовольствия — немного развеяться?

— Не сказал бы, что это дело всей жизни. Есть цель, может быть, я её когда-нибудь достигну. Мечта. Мастер Спорта. Надо стремиться к мечте. Тогда, как я сейчас думаю, можно будет и успокоиться. Хотя, любая цель, это только промежуточная цель. Потом всё равно будет другая. Но для себя, если рассматривать спортивную составляющую, я цель поставил.

Если у меня не получится, я хотел бы что бы за меня это сделали дети.

Послесловие

После отключения диктофона мы с Алексеем ещё долго беседовали «за жизнь автоспортивную», он поделился, что иногда «рубится» в GranTourismo на «плейстейшен», и в целом одобряет авто-симуляторы. А так же пролил свет на гоночный сезон – ещё зимой Алексей рассматривал выезд на гоночную трассу, в том числе на автомобиле «Волга»! Но обстоятельства сложились иначе и полноценный гоночный сезон в профессиональных соревнованиях Алексей начал на Лада Калина самого массового класса «Национальный». 22 апреля прошла первая гонка серии NLS, National Light Series, Открытый Чемпионат Нижегородской области. Две гонки были весьма боевыми, по мокрому, с сильными соперниками. В первой Вдовин занял четвёртое место, во второй – пятое из одиннадцати стартовавших. Но в сумме очков общий результат за этап – третье место. «Да ты «приборзел»! В дебюте – на «тумбе»!», — своеобразно похвалил Вдовина наставник в этой серии Чемпион GT Academy, прошлогодний чемпион NLS Дмитрий Лебедев. После такого начала сезона Алексеем было принято решение ехать все пять этапов и бороться за призовые места.

В то же время, его Corsa за межсезонье преобразилась – изменился внешний вид, стала шире и возможно быстрее. Но изменился регламент РХХЦЦ и там не стало того класса, куда чётко попадала эта машина по энерговооружённости. В такой ситуации Алексей не стал «раздевать» машину, чтобы попасть в более слабый класс. А наоборот сделал доработки, которые позволят на этой машине даже проехать этап в РСКГ. Хотя, сам Алексей сказал, что это довольно фантастичный расклад, скорее сложится поехать РСКГ в «Национальном» на Нижегородском кольце, на той же Калине, что и в NLS.

Поживём, увидим. Болеем за наших!