Африканская гонка

На Africa Eco Race 2019 Евгению Суховенко, начинающему спортивную карьеру в песочных марафонах, маршрут прокладывал штурман из Твери — Евгений Павлов — имя известное и значимое в автоспорте. Евгений — не только спортсмен с большим опытом, но и интересный собеседник: сегодня мы подготовили для вас историю об африканской гонке от лица Тверского штурмана.

Особенность Africa Eco Race

У нее очень большая история. Первая гонка маршрута Париж-Дакар состоялась 41 год назад. Около 10 лет назад по экономическим соображениям ее перенесли в Южную Америку и переименовали просто в Дакар. В Африке освободилась трасса, которую переименовали в Africa Eco Race и гонка продолжилась, в обиходе известная как Африканский Дакар.

И теперь Дакаров два: Латиноамериканский и Африканский. Я участвовал в обоих и считаю, что Латиноамериканский чуть сложнее, но он другой: там ты живешь в гостинице, цивилизация в перемешку с тяжелыми трассами; а в Африке романтика осталась прежней: живешь в палатках, соломенные стенки и ковшик — вот тебе и душ. Ночью как и 40 лет назад те же ноль градусов.

На Africa Eco Race я второй раз и ничего там не изменилось. В лагерях по периметру охраняют с автоматами. А вы думали? Там же разберут тебя самого — в Мавритании рабство до сих пор…

Едешь три страны — Марокко, Мавритания, Сенегал — Марокко более менее цивилизованная страна, посколько это Европейские курорты, а Мавритания вообще кошмар: дома из картонных коробок и соломы, с низшим уровнем жизни, и осликов много.

Маршрут проходит по разным покрытиям. Самое интересное — это песок, дюны, барханы, то есть там, где сложно. Когда в гору забираешься, перепрыгиваешь ее и, что там дальше, бог его знает.

Оторвали руль и сломали коробку

Спецучастки километров по 500, бывают ещё перегоны. Но фишка Африки в том, что ты едешь с бивуака до бивуака: где  финишировал, там и стартовал. Да и чего переезжать, когда сотни километров пустыни вокруг. В пути ежедневно с утра до вечера:  по 8-10 часов в режиме гонки, иногда больше, иногда меньше.

Отрадно, что у нас всего две поломки. Одну мы спровоцировали сами — на третий день руль оторвался.

Там стояла обычная гражданская машина, за которой было не видно гоночный мотоцикл. Мы подъезжаем, и начинает орать система оповещения (сигнал, когда у гоночного экипажа что-то случилось). Пилот на мгновение отвлекся, а этого достаточно. Вместо того, чтобы аккуратно снизить скорость перед «Волной 2», которая представляет собой набор больших бугров, прыгали по барханам достаточно жестко. Надломили рулевую машинку — руль и колеса оказались отдельно.

Конечно, это не повод останавливаться, но выезжал оттуда я очень долго. Это было в русле горной реки: с одной стороны кочки размером с  машину, с другой — склон горы. Машину несет то в горы, то в кочки и выезд серпантином. Я реально намаялся, пока вывозил ее оттуда без руля. Потом, когда поднялся на плато, уже легче стало.

Вторая поломка была на пятом дне марафона — остались в пустыне, на сотню километров вокруг никого. Не повезло — коробка не выдержала. Есть спецучастки, когда воткнул пятую передачу, выжал полный газ и можешь кирпич положить на газ, а сам на заднее сидение пересесть. И у нас 200 км такой езды не выдержала коробка, развалилась. Мы получили штрафные 11 часов, поэтому результат мог быть сильно лучше. Замечательная гонка, но в таких случаях первое место уже не получишь. И мне очень жалко, вины нашей нет: мотор форсированный, а коробка серийная.

Тащили себя ночью уже. Мы ехали курсом, а где там ночью дорогу искать? Через каждые 20 км перекладывали курс, как корабль в море. В один из таких курсов въехали в военный лагерь: дорога должна была обходить его, а я прямо в лагерь.

Мы приехали в пять утра. Хорошо на шестой день был выходной, и у нас была возможность прийти в себя.

Остальные дни уже берегли коробку, бог с ней со скоростью.

Оно все такое тихое, спокойное, едешь и едешь. Где-то тяжело, конечно, но это же не первая гонка моя, поэтому ко всему отношусь нормально. Застряли — откопались, сломались — починились. С коробкой вот плохо получилось, не починить.

Задача минимум

Вообще ехали на доезд, финишировать, потому что на этой гонке доехать до финиша, считается уже круто. Как и во всех подобных крупных марафонах. Сейчас даже при более лояльных подходах организаторов (мы не прошли часть трассы, точнее прошли на верёвке, поскольку это был единственный выезд — и нас оставили в гонке, а в Дакаре более жесткие правила, снимают за такое) из 47 стартовавших машин, четвертая часть сошла.

Как не заблудиться

Мы не заблуждались, потому что, во-первых, опыт хороший, а во вторых, дорожные книги сделаны шикарно: столько на интуицию задач и на понимание дорожной книги в целом.  Дают 50 км проехать курсом, а через 50 км ты должен найти какую-то шину на земле — следующую привязку. Даже если будешь держать курс ровно, за 50 км все равно собьешься. Если на 500 метров, то это считай попал.

Дорожную книгу лучше готовить накануне. Готовить — в смысле раскрашивать разными цветами, чтобы при тряске не упустить важную информацию. За счет того, что очень много позиций было интуитивных, то есть они ничего не писали, а по принципу лидеры найдут куда ехать, остальные по следам доедут, дорожную книгу готовить было просто. Иной раз на Чемпионате России 8 часов на подготовку уходило, а тут за час-два. Это моя обязанность как штурмана, но я этим занимаюсь даже, когда пилотом езжу.  Для меня это важно, потому что я прикидываю курсы, представляю заранее, что нас ждёт

А по дорожным книгам я периодически учу потом кого-то.

Помимо дорожной книги обязателен  ТверьТрип — прибор, который считает расстояния с высокой точностью.

Учимся пилотировать. Не хочешь копать — познаешь все тонкости

У меня пилот раллист и песок до гонки не читал совсем. Он без опыта — первый песок в жизни. Я в 90-е так учился:  пробовал, пока не застряну. Через лопату начинал понимать, где застрянешь, как откопаться. А как иначе набрать опыт, когда интернета нет? Поэтому сейчас я передавал ему ускоренным образом, но у нас не всегда получалось)

Вал из песка длиной в несколько километров, высотой до второго этажа, условно говоря. Переезжать его надо по диагонали. Мы спускаемся, следом второй вал поменьше. Женька вместо того, чтобы спуститься сразу с двух барханов на жесткую землю, выворачивает и едет между валами.  А там пухляк, мягко-мягко, где ветром не прессует песок. Утонули.

А другой раз не вытянул в горку: надо было по инерции гору перескочить и на спуске остановиться, а он газ сбросил на самой верхушке. Тонкостей очень много. Не хочешь копать — познаешь все тонкости.

О взаимопомощи

На дороге стоит мотоциклист, Женя берет в сторону объехать его. Там пухляк: он не учел, что надо больше инерции, чтобы перескочить. Так бы переехал, но в итоге повисли на брюхе около мотоциклиста.

У меня дверь не открывается, настолько в песке сидим. Мотогон подошел, ногой попинал песок около нашего заднего колеса, «Сори» говорит и уехал.

Ехал Слава Левицкий на «Газоне» сзади, он цепляет нас, чтобы выдернуть. В этот момент зеленая газель проезжает вперёд мимо нас и чуть дальше садится. Мы к зеленой подъезжаем дернуть ее. Сложные ситуации я брал на себя, а попроще — ребята решали. Ситуация казалась простая… Женька зеленую выдернул, сам закопался. Зеленая проехала пол метра — опять села. Ну они же раллисты: машина только пошевелилась, на педаль сразу жать быстрее, а она садится. Тут грузовик едет голландский. Тормознули.

Грузовик выдернул зеленую, но тут же сам засел — и потом час мы его выкапывали. Быстрее было не тормозить)) Мы его оставить не можем, потому что он же по нашей просьбе остановился. Всемером выкапывали грузовик на ровном месте.

Помогать экипажам-соперникам считается нормально, если веревка есть и все готово, потому что просто подъехать и дернуть занимает пол минуты, при том, что времена измеряются в сутках, и разрывы в часах. Полминуты не сильно влияют.

Я тоже стараюсь помогать.

Если идешь на результат, то сам не останавливаешься, потому что в канале, чем ближе к первому месту, тем плотнее результат. Там небольшие отрывы.

Хитрый маневр

Очень классное ощущение, когда ты едешь неизвестно куда десятки километров, а потом ты должен найтись. Это мне нравится. На десятый день я сделал маневр классный — 25 минут выиграли у лидеров.

Нас завели в пески, причем надолго — 18 км. Я пошел не в пески, а своей дорогой. Надо было найти старую дорогу, это, конечно, на удачу; выйти по ней в русло сухое, после найти переход через хребет. А я так посчитал, что старую дорогу смогу найти. Если не найду дорогу, то смогу найти сразу старое русло.

Так как я поехал в объезд, в пески зашел не на 18 км, а на небольшой кусочек. Нашел старую дорогу и сэкономил 25 минут. Реально поперло. Это при том, что ехали тихонько, на сохранение машины. А дальше мы все успешно слили — сели в пухляке, а домкрат наш улетел, потеряли в песках. Копать — не откопать, и поднять нечем. Копали очень долго, пока грузовик не дернул. Так бы и копали…

Местные жители

В прошлый раз ехали в Африке на заднеприводной багги. На пути стоит пикапчик, голосует. Я Серёге говорю, давай остановимся, поможем. А он: «Ты что? Местные застрять не могут, они тут живут. А вот если мы остановимся, уже не тронемся.» И это стоит 100 долларов. Это у них бизнес такой: в гоночный канал встают ненавязчиво. А багги фиг остановишь, едет на любую стенку, но уж если она встала, то тронуться тяжело, начинает закапываться.  А у местных отношения такое, что мы им что-то должны.

Детей там бегает миллион по этой Африке. И со стороны кажется, что взрослых в деревне человек 20, а детишек две сотни. И машут тебе. Другой мир. Все лиазоны проходят через деревни. В Мавритании очень много мусора. В моральном плане тяжело, все время едешь в помойке.

Заблудиться и найтись

По маршруту мне скучно ехать, все понятно. А вот заблудиться в Африке, а потом найтись — классно. Вчера тяжело, сегодня тяжело, а гонка закончилась и еще хочется. Чувствуешь, что не накатался. Вкатываешься, тем более у нас масть пошла, перестали ломаться совсем.

Результаты экипажа Суховенко/Павлов на 11-м марафоне «Africa Eco Race 2019»

Положение в этапе / Положение в итоговой турнирной таблице

1.этап Надор—Мумий 648,68 км: 13 / 13 из 46
2 этап Мами—Агдал 433,89 км: 30 / 30 из 45
3 этап Агдал—Асса 415 км: 40 / 34 из 45
4 этап Уэд Драа—Форт Чакаль 494,57 км: 32 / 32 из 43
5 этап Форт Чакаль—Дахла 638,40 км: 36 / 36 из 42
отдых в Дахле
6 этап Дахла—Чами 559,93 км: 15 / 33 из 42
7 этап Чами—Северная железнодорожная станция 500,99 км: 24 / 28 из 39
8 этап Чами—Амоджар 506,85 км: 25 / 25 из 39
9 этап Амоджар—Амоджар 482,82 км: 16 / 25 из 39
10 этап Амоджар—Айн-Аттайя 519,86 км: 14 / 24 из 39
11 этап Акжуйт—Сент-Луис 556,20 км: 14 / 24 из 36
12 этап Сент-Луис—Дакар 299,75 км: итоговое 24 из 36