Как побывать в молодости деда

Сто тридцать заявок (в реале участников чуть больше восьмидесяти), четыре класса машин с несколькими подклассами, а ещё дрифт и выставка автоклубов. Отчёт о прошедшем первом этапе Гонок Классических автомобилей, или Moscow Classic Grand Prix.

Началось всё… почти пятьдесят лет назад, когда запустили выпуск «Жигулей». Но для некоторых подготовка к гонкам началась и того раньше, уже в шестидесятых, когда во всю работали заводы в Ижевске или в Англии, где выпускали AC Cobra, например. Да-да, это гонки классических автомобилей, и здесь чем старше, тем круче. Деду было бы интересно посмотреть всё это своими глазами сейчас, тем более, он у меня поначалу шофёром трудился…

Наше время. Февраль 2017. Глубокое межсезонье для кольцевиков. Доработки только в планах. Оплачиваю стартовый взнос за первый этап по льготной цене. Для участников с регионов всего три тысячи рублей. Чем ближе к гонке, тем дороже. И вообще я пребывал в мечтах о другом болиде. Присмотрел машинку, крепенькую по кузову, относительно подъёмную по деньгам.

Однако, с каждым днём ближе к лету надежда пересесь на «копеечку» таяла, из-за безденежья, потому что моя контора хоть и работала, но отчаянно не платила. Долг вырисовывается всё больше и больше, уже хватило бы и на машину и на сезон и на резину… Но тут хоккейный клуб ТХК окончательно банкротится, ребята сливают плейофф и к маю, у меня до гонки месяц, машина стоит, страховки на неё даже нет, а деньги… фьюить и как не было, так нет.

Совместно с Андреем Афанасьевым (более известный как Масян, идеолог Smoke Garage, главный механик моей машины) ищем выход – продать «семёрку», купить «копейку», возможную выгоду вложить в запчасти, ехать гонку. Но «семка» отчаянно не продаётся — три смски от перекупов и один звонок от товарища, плохо говорящего на русском. За две недели до дня Х, выход ехать на том, что есть. Но, конфиг мотора – заводской, тяжёлая поршневая, сток маховик, из плюсов только пиленая голова, подвеска боле-менее и два новых передних колеса. А тут ещё КПП стала выплёвывать передачи. По-быстрому втыкаем четырёхступку, от того что есть у Масяна на базе. Машина с прошлого сезона (с октября) до сих пор не ездила ни метра сама. По случаю, в это же время к Масяну приезжает карбовая «шаха» на капиталку. Владелец горазд «махнуться» на мои инжекторные внутренности в обмен на его карбюраторные потроха. Так за пару вечеров «семка» стала карбовой без возможности вернуться на инж. Дособирал машину ещё один кроссовик Кирилл Булатов. Он знает толк в «жигулях», собрал и завёл машину опять же за вечер. Часа три, правда, пытались завести машину из-за «заковырок» в электрике.

За два дня до старта, ближе к полуночи щуп коробки в виде мизинца говорит о том, что машина ездить не может, ибо масла там нет. Ещё день, настройка до вечера, вроде едет.

Воскресенье на уборку в салоне. Гонка в понедельник, 12 июня, день России, выходной во всей стране, выезд в шесть утра. В общем, надежда ещё жива…

Подъём с рассветом, в шесть встреча на Волоколамке. Дальше 130-150 км до трассы. Два часа хода, под шумный аккомпанемент мотора — на четырёхступке при 100 км/ч обороты уходят далеко за 3000. Когда приехали на Moscow Raceway, трасса только оживала. Просыпались люди, которые спали на месте – это участники из дальних городов, механики крупных команд, проводивших ночь вместе с болидами. По аналогии с прошлым годом, участникам надо сдать все документы для участия, пройти техкомиссию, и доктора до 10 часов. То есть с восьми утра время есть. Но спортивный директор и секретариат против нашего вторжения. Потому что ехать надо было за день до гонки, утром воскресенья проходить административные проверки и техкома, но так же и можно было откатать две тренировки, что действительно выгодно, учитывая расценки MRW на трекдни. Но минус в том, что машины, которые приезжают своим ходом в классе «тайм-аттак» на автодром надо гонять два дня. Решение о допуске меня (с заранее оплаченным стартовым) может принять только самый главный организатор, Александр Смирнов руководитель MCGP, владелец компании «Старое время». В виде профита долгого мучительного ожидания могу отметить селфи с Российским голосом Формулы-1, Алексеем Поповым. Он говорит, что ехать в гонке и не собирался, а сегодня лишь показательный заезд, типа тренировки на машине, раскрашенной в фирменные цвета канала.

Но появляется Александр Иванович, даёт согласие, благо я не совсем человек с улицы, я уже третий год в MCGP еду, и плюс ещё есть аккредитация в качестве журналиста. В общем, он дал команду дозаявить меня во все списки. Техкомиссия в классе тайм-аттак, где можно ехать без каркасов и омологированных комбезов сводится к тому, что проверяют стопсигналы, крепление аккумулятора, общий порядок под капотом, ничего не должно капать с машины, а так же сиденье водителя и ремни безопасности. И всё. Под палящим солнцем ждём своей гонки, которая по расписанию аж в полтретьего.

Зато есть время пройтись вдоль трассы, посмотреть, как едут участники зачёта «спорт» — траектории, точки торможения. Тем более, что трасса по сравнению с прошлым годом увеличилась аж на километр, задействовано всё кольцо – конфигурация Гран при 6. По мне, здесь максимум скоростных связок в первой части и медленные техничные повороты во второй, перемежающихся несколькими длинными (для «Жигулей») прямыми.

Накапливают участинков «тайм-аттака» в паддоке, по флаговым сигналам марашалов выпускают на питлейн. На трассу отпускает симпатичная девушка маршал с интервалом в пять секунд. Это даёт возможность отпустить соперника по трассе, что бы была чистая траектория, и в то же время сзади накатывать никто не будет. И тут я в полной мере ощутил нехватку практики – половину поворотов как в первый раз, хотя опыт на «москоурейсвее» есть и на разной технике в разных конфигурациях кольца. Самая ходовая передача – третья, скорости на ней на «классике» от 80 до 120, большая часть поворотов первой части трассы проходятся в этом диапазоне.

Первый поворот налево, подходим 120, касание тормоза, поворот на 100 км\ч, и небольшой разгон. Скидываем газ, лучше не тормозить или снова легонько сбросить, и налево, не на AMG-арену, а через S-ку уже правее на спуск. Следом в ложбинку до четвёртой передачи и торможение на подъеме левее, на третью и потом вторую. Дальше повороты однообразные похоже на 90градусные, все на второй, на звенящих оборотах в красной зоне, а третьей тут уже слишком «много», не тянет. И выход на прямые с хитрыми «ретардерами», на самом деле, связки из длинных S-ок. В первую надо вваливаться ходом свыше «сотки» с прямой направо, тормозить уже после первого апекса, лучше максимально спрямлять. В этом месте проявляется нехватка сцепных свойств шин – на скорости начинает соскальзывать, приходится ловить на торможении, подруливать. Дальше налево-направо медленно на второй и выход на прямую возвращения, после чего последний поворот, оказывается очень меленный, он почти шпилька, приходится и вторую подтыкать. Такой вот «текстовый онборд» получился.

И с каждым кругом – поиск оптимальных точек торможения и траекторий, но буквально через три-четыре круга – красные флаги. Гонка окончена? Надеюсь что нет. Просто в одном и том же месте сначала остановилась «тройка», у неё срезало шпилки, осталась без колеса. А потом на траве в связке встала ещё одна машина. И хорошо, что гонку остановили, потому что в том месте, где машина встала поперёк, ещё круг назад я срезал ходом по траве, потому что не попадал в поворот на избытке скорости. А «лобового» удара на трассе совсем не хотелось.

Нас остановили на питлейне. Машины убрали, выпустили снова. И снова поиск траекторий, позже тормозить, раньше разгоняться, искать скорость. Итог, правда неутешителен – 6 место из семи. Время 2:28. Минус две секунды и спокойно третий. Посильно. Но лидер – Владимир Черевань. Только что он боролся за подиум в категории «спорт», но так же заявлен и в «тайм-аттак». Его время – 2:12! Где и как добрать шестнадцать секунд?! Надо сказать, что из всего «тайм-аттака» это лучшее время, в том числе учитывая Mustang 68 года и Cobra 1965.

Перед второй попыткой пошёл дождь. Пролился сильно, но быстро. Асфальт тёплый, ещё идут заезды «спортов» — «Волги» «Жигули» и «Москвичи» усиленно скользят, но тем самым сушат дорогу! А мы мокнем, но перекидываем запасной комплект задних шин. Что касается шин – денег ввиду банкротства работодателя на полуслики у меня не было. Поэтому спереди стоят новые Hakka Green2, считаю, лучшая резина из гражданских в 13 размере на жигулёвские диски. Сзади, кто знает откуда, оставшиеся две Pirelli P3000. В прошлом году они безбожно вплывали в дождь. Поэтому случайно у того же Масяна нашлись Michelin Energy Saver, были схвачены «на дождь», и сейчас спешно устанавливаемые на «жигу».

Нас выпускают на вторую гонку. А к тому времени солнышко снова вышло, траектория суха. А у меня новые шины на обоих осях! Стало намного меньше скольжения ведущего моста, машина стала держаться всеми четырьмя за траекторию. Во втором заезде стала вылетать третья передача, приходилось её держать, рулить одной рукой. В «медленных» поворотах на второй передаче держак стал такой, что стал бензин отливать, и штатный безнонасос стал не справляться. Пока не выведешь «жигу» из бокового крена — она теряла скорость в поворотах! А самое жёсткое – это отвалившаяся приёмная труба выхлопа на первом же круге. Сначала испугался проблем с мотором – положить «классический» мотор на оборотах свыше шести семи тысяч даже на хорошем масле можно запросто. Но она продолжала охотно разгоняться, лампа давления масла не загоралась, температура не росла, торможение не изменилось, пахнет газами правда, но открытое окно спасает. Значит, «валим на все деньги», как в последний раз. Мотор как будто дышать стал легче, про держак уже говорил. Я уже приспособился к поворотам, знаю, где тормозить и куда рулить. И то, что машина едет, едет хорошо и результат будет — чувствовалось сразу, ещё там на трассе. Никто из «Жигулей» не догоняет, а тех, кого я на стартовом круге отпустил – я стал потихоньку нагонять.

Я слышал про это состояние из автожурналов про гонщиков формулы-1, мол, это сверхконцентрация, отрешение от всего, применение всех сил. Каждый поворот как в замедленном действии, успеваешь сделать всё для хорошего входа и разгона. В скоростных связках в голове всплывали слова, подслушанные у опытного Михаила Засадыча (он победил в «спорте» в классе «Жигули+», и приехал на подиум в «формулах»). Я был в паддоке, а он учил Алексея Попова траекториям на круге – и в этих связках советовал не переусердствовать.

Напряжение на трассе доходило до дрожи правой ноги, давящей газ в пол. Да это макроргазм длинной в десять кругов по 3,6км каждый!

Распечатка «покруговки» говорила о том, что время с каждым кругом становилось всё лучше и лучше, то есть с каждым кругом я находил скорость своей машины и этой трассы. Итоговое время – 2:22, то есть минус шесть секунд со своего первого результата. До второго места в классе не дотянулся всего 0.9 секунды. Хотя парни из Тулы регулярно ездят по «кольцам» страны на «пустой» лёгкой «шестёрке», да к тому же ехали на цепких держаковых полусликах Advan A048… А про первое время Череваня и говорить нечего – до него ещё 10 секунд. Просто гоночная «классика» быстрее всяких Мустангов, Кобр и прочих. Зато я быстрее Порше 356… слабое утешение, конечно.

Итог в классе «Тайм-аттак» — я седьмой из 21 участников, третий в классе «Жигулей». Ждём подиум с Масяном и отцом (он меня заразил автомобилями, гонками, вот теперь «расхлёбывает», частенько ездит со мной на гонки, посмотреть, ну и пофотографировать). Награждают «Формулы», «Жигули». А «Тайм-аттак» в этом году решили наградить лишь в «абсолюте». То есть от организаторов – ни кубка, ни даже грамоты бумажной, в этом году ни-че-го! Тогда как кубок за прошлый год у меня стоит, поблёскивает. Обидно за 2017 год, тем более, когда целишься в одних соперников и есть шанс попадать «на тумбу», а оказываешься в абсолюте. И тягаться приходится с чемпионом России по ралли, ралли-кросу, кольцу и прочим видам автоспорта в одном лице, тем более во всей его чемпионской боевой выкладке на гоночном автомобиле.

П.С. следующий этап Moscow Classic Grand Prix уже близко, 7-9 июля. Хотелось бы попросить читателей любой помощи в подготовки автомобиля (вдруг у кого, например, резина есть), помощи в организации выезда на следующую гонку, а для спонсоров всегда свободны площади на бортах автомобиля. Следующий этап планирую провести в не менее боевом режиме, и в планах снова попадание как минимум в тройку лучших в своём классе. Чтобы дед (в прошлом шофёр и только потом фотокорреспондент) смог гордится!